Created with Sketch.
фонд егора гайдара
Created with Sketch.
Закрыть Created with Sketch.
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории

«Даже тем студентам, которым не хватает базы, можно создать стимул, чтобы они ее нарабатывали»

11 июля 2016, Интервью
  • 1
Ольга Василева, участница программы повышения квалификации Фонда Егора Гайдара и РЭШ, о региональном образовании, борьбе за студентов и исследованиях в области сельского хозяйства

Я работаю в Амурском государственном университете, это город Благовещенск, Far East, Дальний Восток. Поскольку университет маленький, мы часто преподаем очень разные дисциплины. Кафедры объединяются, курсы чередуются. Соответственно, не читал раньше – в следующем году читаешь. В этом году у меня появился вводный курс по эконометрике, финансовый менеджмент, наверное, в следующем году будет еще теория отраслевых рынков. Получается, что надо быть многофункциональным, если ты в этом работаешь. И курс Industrial Organization – это то, что надо. Не считая Высшую школу экономики или Новосибирск, потому что там есть люди, которые двигают современную науку, в большинстве университетов с этим предметом плохо.

У меня здесь, на самом деле, две цели. Конечно, повысить квалификацию как преподавателя, но в большей степени получить те навыки, которые нужны не столько в преподавании, сколько в исследовательской работе. У меня есть несколько проектов. В частности, о сельском хозяйстве, о том, как социальное разнообразие влияет на total-factor productivity – на производительную силу, о том, как те или иные государственные интервенции, те или иные государственные программы, влияют, опять же, на производительность фирм, а точнее, сельскохозяйственных предприятий.

Кроме того, есть пробелы в знаниях в области Industrial Organization. Я получала базовое образование достаточно давно – в 2000 году закончила университет. Соответственно, и микроэкономика была прочитана абы как, и ни о каком IO тогда речи не было. А это направление фактически ключевое, то есть микра – микрой, а тут мы от сугубо теоретических конструкций переходим уже к тому, как работают рынки. В этом смысле хочу ликвидировать тот недостаток знаний, который был. Ну и эмпирическая часть. Это вообще нигде и никак. У нас везде очень плохо преподается эконометрика – не так, как в зарубежных вузах, скажем. И тем более прикладные моменты – там много специфики, много тонкостей, которые нужно иметь в виду. Хорошо бы вообще, чтобы у нас большим спросом пользовался курс анализа данных и введение в эконометрику, которые были бы прочитаны с современной точки зрения и строго математически. Поэтому, конечно, не хватает каких-то знаний. И здорово, что здесь появилась возможность их восполнить.

У нас в вузе две проблемы. С одной стороны, падает подготовка студентов, прежде всего, математическая. С другой стороны, сейчас в университетах подушевое финансирование. Соответственно, борьба за популяцию студентов ведется всеми возможными путями. Ни одно высшее учебное заведение не заинтересовано в отчислении студентов, потому что оно получает доход от бюджета за конкретного студента. И это проблема. Теоретически, в принципе, мы можем представить ситуацию: все в университете заинтересованы в повышении качества, но это будет требовать несколько другого отношения студентов. И даже тем студентам, которым не хватает базы, можно создать стимул, чтобы они ее нарабатывали. Но для того, чтобы они это делали, они должны понимать, что может быть наказание и их могут отчислить. А так получается, что фактически мы работаем на тех студентов, которые сами очень сильно мотивированы. Но опять же, спасибо ЕГЭ – у него есть и хорошие, и плохие качества для нас. Плохое качество для нас, конечно, в том, что у лучших студентов повышается мобильность. Нам сейчас приходится работать с другой популяцией студентов, чем даже 5-7 лет назад. С одной стороны, радостно, что многих есть возможность уехать учиться, и не только в Россию, есть бакалаврские программы за пределами страны. Это здорово с точки зрения студентов и с точки зрения человеческого капитала. Но объективно лет 5-7 назад у нас в университете было больше сильных студентов. Наверное, тогда мобильность должна быть и для преподавателей.

Думаю, многие региональные преподаватели сейчас мониторят разные программы. Что греха таить, если ты в Москве, ты можешь ходить на разные семинары. Конечно, спасибо «Курсере» или курсам Фонда Егора Гайдара, но все равно электронные лекции, электронные задания не заменят очного обучения. Плюс здесь возникает сетевой эффект. Интересен даже не столько эффект разных городов, сколько эффект, что у людей разные интересы в области исследований и преподавания. Только что разговаривала с коллегой и узнала, что они тоже собираются заниматься исследованиями в области сельского хозяйства. В принципе, интересно попробовать вместе собрать данные из разных регионов, может, какой-то теоретический проект сделать.

Хорошо, конечно, когда исследования имеют практическое применение, но зачастую важно и просто понимание, что происходит. Например, одно из направлений моих исследований – как работает та или иная программа помощи сельскому хозяйству. То есть до этого у нас помощь предоставлялась менее систематическим образом, а потом появились национальные программы. Но, насколько я понимаю, оценок с использованием того методического аппарата, который, мы предполагаем, должен быть использован, нет. И вообще по сельскому хозяйству я хороших работ в России мало видела. Соответственно, есть задача: изменился порядок финансирования, оказали помощь, давайте посмотрим, как эта программа изменила или не изменила совокупные факторы производительности применимо к росту производительности. В этом смысле это имеет и прикладное значение. В этом смысле точечно я один из главных бенефициаров этого курса.

Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории

  • О проекте
  • Микроэкономика 2016-2018
  • Теория организации рынков 2015-2016
  • Макроэкономика 2013-2015
  • Микроэкономика 2012-2014
  • Условия участия
  • Контакты
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Михаил Другов: «Здесь у людей может внезапно появиться совершенно новый взгляд на экономику»
Преподаватель программы повышения квалификации «Микроэкономика», профессор Российской экономической школы о проблемах распространении современного экономического знания, математических методах в экономике и причинах разрыва в уровне московских и региональных вузов
11 июля 2018, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Участники программы повышения квалификации по микроэкономике собрались на последнюю очную сессию
Трехгодичную программу повышения квалификации завершают курсы по теории контрактов и экономики организаций. По итогам программы слушатели получат удостоверение о повышении квалификации на базе Российской экономической школы.
11 июля 2018, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Состоялась вторая очная сессия Летней школы РЭШ и Фонда Егора Гайдара по программе «Микроэкономика»
17 июля 2017, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
«С точки зрения практикоориентированности и исследований, это довольно-таки серьезный предмет, который дает очень хороший инструмент и знания»
12 июля 2016, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Состоялся первый выпуск программы «Теория организации рынков» РЭШ и Фонда Егора Гайдара
12 июля 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
«Даже тем студентам, которым не хватает базы, можно создать стимул, чтобы они ее нарабатывали»
11 июля 2016, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
«Такая программа – это очень точное попадание и для тех, кто идет в преподавание, и для тех, кто работает аналитиками»
11 июля 2016, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Завершилась первая очная сессия программы «Микроэкономика» РЭШ и Фонда Егора Гайдара
10 июля 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Подведены итоги конкурса на участие в Летней школе РЭШ и Фонда Егора Гайдара
14 июня 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Открыт дополнительный набор слушателей в Летнюю школу РЭШ и Фонда Егора Гайдара
06 июня 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Открыт конкурс на участие в Летней школе РЭШ и Фонда Егора Гайдара для преподавателей экономики
28 апреля 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
В Москве прошла вторая очная сессия программы повышения квалификации «Теория организации рынков»
22 января 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Состоялся выпуск второго потока Летней школы РЭШ и Фонда Егора Гайдара
30 июля 2015, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Зачем нужно изучать теорию организации рынков
26 мая 2015, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Объявлен конкурс на участиев Летней школе РЭШ и Фонда ЕгораГайдара для преподавателей экономики
30 апреля 2015, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Состоялся первый выпуск Летней школы РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
07 июля 2014, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Начала работу Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
26 июня 2014, Новость
Образование
  • Летняя дискуссионная школа GAIDPARK
  • Зимняя дискуссионная школа GAIDPARK
  • Исторический уик-энд
  • Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
  • Программы ВШЭ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
  • Открытый университет Егора Гайдара
  • Стипендия им. Егора Гайдара
  • Российская летняя школа по экономике труда
  • Russian Summer School on Institutional Analysis
  • Дискуссионная программа GAIDPARK-ШКОЛА
  • Международная дискуссионная школа GAIDPARK
  • Региональные дискуссионные школы GAIDPARK
  • Программа повышения квалификации МВШCЭН и Фонда Егора Гайдара
  • Программы повышения квалификации МГУ и Фонда Егора Гайдара
  • Экономика для неэкономистов
  • GaidLine.Media
  • Макроэкономика устойчивого развития
  • Семинары Открытого университета Егора Гайдара
  • Семинары Открытого университета Егора Гайдара
  • Университет здорового человека
О фонде
Органы управления
Сотрудники
Устав
Отчетность
Партнёры
Как помочь Фонду
Контакты
О Егоре Гайдаре
Биография
Библиография
In English
Оставайтесь на связи
  • vkicon Created with Sketch.
    Новости образовательных проектов
© Фонд Егора Гайдара, 2010–2016