«С точки зрения практикоориентированности и исследований, это довольно-таки серьезный предмет, который дает очень хороший инструмент и знания»
- Вкладка 1
Я из Улан-Удэ, Бурятский государственный университет. Преподаю экономическую теорию и занимаюсь исследованиями. Как и везде, у нас бывают ситуации, когда некоторые преподаватели заболевают или по каким-то причинам не могут преподавать – приходится заменять. Например, в этом семестре я преподавал историю экономических учений. У нас многие такие универсальные специалисты. Единственное, чего не хватает сейчас мне, это немножко математической подготовки. И если доработать знания в области эконометрики, матанализа, то, думаю, я мог бы существенно усилить преподавание даже той же самой экономической теории.
Я довольно часто просматриваю информационный ресурс Фонда Егора Гайдара – слушаю и читаю публичные лекции. Так я увидел информацию об этой школе. Хотя, возможно, большее влияние на принятие решения, участвовать или нет, оказало знакомство с ребятами, которые имеют отношение к РЭШ. Они и посоветовали обратить внимание. Соответственно, когда ты и так просматриваешь ресурс, а потом еще и кто-то советует, то в сумме ты приходишь к мнению, что надо. И для поддержания связи с ребятами с горящими глазами, и для стремления к тем прогрессивным знаниям, которые поддерживает Фонд Егора Гайдара.
Может показаться, что теория организации рынков – узкое направление. Но, на самом деле, посмотрев на какой-то такой узкий участок, можно в голове выстроить целую систему подготовки. То есть при получении знаний по теории отраслевых рынков я просто понимаю, что необходимо усилить. Первое – нужно преподавать на совсем другом уровне микроэкономику. Второе – нужно усиливать математические знания. Тот же самый математический анализ, теорию вероятностей и эконометрику. А с точки зрения практикоориентированности и исследований, это довольно-таки серьезный предмет, который дает очень хороший инструмент и знания.
Дальнейших применений, я думаю, несколько. Понятно, что, если попытаться подготовить этот предмет для учебной программы так, как нам сейчас его дают, то, конечно, успеха не будет. Потому что он довольно сложный. Но я думаю, что можно попытаться сделать его в виде дополнительного курса для отдельных ребят. Второе применение – прикладное. Здесь есть возможность взаимодействия университета с той же самой Федеральной антимонопольной службой для анализа ценообразования монополий. Это очень хороший повод для сотрудничества учебного заведения и государственных органов. А третье применение, конечно, для исследований. Я больше занимаюсь институтами – их влиянием на социально-экономические процессы. Но если добавляются какие-то хорошие инструменты, которые позволят мне предложить более качественную услугу при консультации госорганов, то это согласуется.
Взаимодействие учебных заведений и госорганов – отдельный момент. Понятно, большой вопрос, можно ли называть результат этого исследованиями или нет. Потому что взаимодействие с госорганами уже из области политической экономии и политики. То есть представить какие-то довольно серьезные инструменты тут сложно. Это потребует очень высокого уровня подготовки со стороны представителей государственных органов. Поэтому приходится объяснять какие-то элементарные вещи, которые мы объясняем студентам. Проводить некий такой ликбез. Но проблема регионов в чем – у нас, на самом деле, нет такого обилия консультационных компаний, как в столице, рынок консультационных разработок пустой. Поэтому учебные заведения, имея преподавательскую базу, базу экономистов, могут предлагать такие услуги. Другой вопрос – вопрос качества преподавателя и исследователя. Ну, и соответственно, практикоориентированность. В основном преподаватели у нас теоретики. Но и практикой тоже необходимо заниматься.