Created with Sketch.
фонд егора гайдара
Created with Sketch.
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории Закрыть Created with Sketch.
  • О проекте
  • Микроэкономика 2016-2018
  • Теория организации рынков 2015-2016
  • Макроэкономика 2013-2015
  • Микроэкономика 2012-2014
  • Условия участия
  • Контакты

Летняя школа для преподавателей экономики ― совместный проект Фонда Егора Гайдара и одного из лучших экономических вузов страны Российской экономической школы (РЭШ).

Проект реализуется с 2012 года и направлен на повышение квалификации преподавателей российских вузов, которые не имеют свободного доступа к новейшим исследованиям по экономике и зачастую оказываются оторваны от профессионального сообщества.

Летняя школа представляет собой курс повышения квалификации, рассчитанный на 3 года, и сочетает заочное и очное обучение.

Основной цикл обучения проходит централизовано в форме серии очных летних школ в Москве или Подмосковье с обязательной дистанционной методической поддержкой между очными сессиями. Все курсы читают преподаватели РЭШ и приглашенные западные специалисты.

После прохождения полного курса и сдачи всех необходимых экзаменов участники получают диплом государственного образца о прохождении курса повышения квалификации на базе Российской экономической школы. Кроме того, каждый преподаватель составляет свой собственный курс преподавания экономической теории.

Сергей Гуриев рассказывает о Летней школе РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории.

Микроэкономические модели формируют основу современной экономической теории. Именно на основании базовых моделей происходит экономический анализ как в экономике рынка труда, так и в финансовой экономике, в теории организации рынков и теории общественного сектора, в современной теории международной торговли и в теории проектирования экономических механизмов.

Курс «Микроэкономика» является одним из трех базовых курсов на любой международной программе по экономике как в бакалавриате, так и в магистратуре.

Настоящий проект включает три летних школы, в рамках каждой из которых будет прочитано по два недельных курса для преподавателей в данной области. В первый год слушатели будут ознакомлены с основами дисциплины, в последующие два года – с современными моделями теории организации рынков, с теорией контрактов и теорией проектирования экономических механизмов.

Результатом проекта для каждого из слушателей должна стать подготовка одного базового курса по данной тематике, а также спецкурса (для магистратуры).

Преподаватели курса

  • Андрей Бремзен, PhD, профессор Российской экономической школы;
  • Михаил Другов, PhD, профессор Российской экономической школы;
  • Даниил Мусатов, Данил Федоровых (семинарские занятия).

Теория организации рынков

Курс «Industrial Organization» (теория организации отраслевых рынков, теория организации промышленности, экономика отрасли, экономика промышленности) в российских университетах преподавается в основном на вводном уровне в рамках бакалавриата. Так же редко в России проводятся и прикладные исследования в этой области, хотя должны быть востребованы прежде всего в серьезном анализе рынков в рамках антимонопольных процессов и при принятии решений о поддержке конкуренции на рынках.

Начиная с 2000-х годов, в России было выпущено несколько знаковых работ по теории организации рынков. В 2000 году издательство «Экономическая школа» перевело работу нобелевского лауреата Жана Тироля «Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности». В последние годы появились новые переводные учебники современных западных исследователей (О. Шай) и переработанные ученики российских экономистов (С.Б. Авдашевой, Н.М. Розановой).

Сейчас направление теории организации рынков набирает обороты, и знания о нем должны находиться в арсенале любого современного экономиста. Только в последние годы несколько ученых, занимавшихся исследованиями теории организации рынков, получили Нобелевскую премию по экономике: Джордж Стиглер (1982), Рональд Коуз (1991), Гэри Беккер (1992), Джордж Акерлоф, Майкл Спенс и Джозеф Стиглиц (2001), Элвин Рот и Ллойд Шэпли (2012), Жан Тироль (2014).

Совместная образовательная программа «Теория организации рынков» Фонда Егора Гайдара и Российской экономической школы дает возможность преподавателям экономики региональных вузов изучить на более глубоком уровне это перспективное направление исследований и повысить собственную квалификацию.

Программа включает курсы:

I летняя школа (лето 2015):

1) Введение в теорию организации рынков

2) Прикладная микроэконометрика (анализ спроса)

II летняя школа (зима 2016):

3) Прикладная микроэконометрика (анализ производственной функции)

III летняя школа (лето 2016):

4) Современные модели теории организации рынков

5) Эмпирические исследования структуры рынка и сговоров

В настоящее время преподавание макроэкономики остаётся одним из слабых мест в большинстве российских вузов, прежде всего из-за сложности предмета. Большинство переведённых учебников по макроэкономике не отражают исследования последних десяти–пятнадцати лет и базируются на исследованиях 1930-х – 1980-х годов.

Курс строится на ознакомлении преподавателей как со сложившимся неоклассическим подходом, так и на последних исследованиях 1990-х - 2000-х годов. Программа предполагает обширную научную составляющую в виде ежевечерних научных семинаров в рамках каждой из летних школ, на которых выступают как профессора РЭШ, так и приглашённые специалисты, со своими последними исследованиями в области макроэкономики и в сопутствующих областях экономической теории.

Программа включает 6 курсов:

I летняя школа (2013): 
(1) Основы макроэкономики. 
(2) Глобальная макроэкономика.

II летняя школа (2014):
 (3) Экономический рост.
 (4) Теория деловых циклов.

III летняя школа (2015):
 (5) Потребление, инвестиции и безработица. (6) Макроэкономическая политика.

Общее описание курсов:

Основы макроэкономики

В рамках курса будут определены основные вопросы, изучаемые макроэкономикой. Будут рассмотрены базовые макроэкономические модели установления равновесия в долгосрочном периоде, модель экономического роста. Будут обсуждаться вопросы установления равновесия на различных рынках в краткосрочном периоде и проблемы делового цикла. Отдельно будет выделено рассмотрение современных подходов к микроэкономическому обоснованию макроэкономических моделей. В завершении курса будут обсуждены проблемы экономической политики, связанные с применением инструментов монетарной и фискальной политики.

Глобальная макроэкономика

Обзор макроэкономических моделей установления равновесия в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах с учётом реальных и денежных величин. Роль движения денежных средств на экономический рост в долгосрочном периоде. Анализ современной монетарной (денежно-кредитной) политики. Правило Тейлора. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика в среднесрочной перспективе. Анализ малой открытой экономики и вопросы международной макроэкономики. Политика обменного курса, кризис платёжного баланса и проблемы Европейского валютного союза («зоны евро»). Вопросы финансовой глобализации и банковских кризисов. Вопросы международной торговли в макроэкономике. В завершении курса будет проанализирована деятельность Федеральной резервной системы США.

Экономический рост

Классическая модель роста Р. Солоу. Анализ модификаций модели Солоу: модель Рамсея и модель Даймонда. Новая теория роста, учитывающая накопление знаний (развитие технологии) и влияние его на темпы роста. Рассмотрение причин различия среднего дохода в различных странах.

Теория деловых циклов

Анализ изменений деловой активности в краткосрочном периоде. Неокейнсианские модели. Номинальная жёсткость цен и зарплат. Циклическое поведение реальных зарплат. Модели несовершенной конкуренции и установления цен. Модель несовершенной информации Лукаса. Динамические стохастические модели общего экономического равновесия.

Потребление, инвестиции и безработица

Модели потребления (гипотеза постоянного дохода; гипотеза случайного блуждания). Влияние ставки процента на потребление и сбережения. Модели инвестиций: q-модель Тобина, влияние неопределённости, эмпирические исследования. Теории безработицы. Общая модель эффективной зарплаты. Модель Шапиро-Стиглица. Контрактные модели. Модели поиска.

Макроэкономическая политика

Анализ инфляции и эффективности монетарной политики. Монетарная политика и временнáя структура процентных ставок. Микроэкономические основания стабилизационной политики. Оптимальные варианты монетарной политики в различных моделях. Бюджетный дефицит и фискальная политика. Ограничение государственного бюджета. Эквивалентность по Рикардо. Политэкономические теории бюджетного дефицита. Модель долгового кризиса.

Преподаватели курсов:

  • Константин Стырин, PhD, профессор экономики, преподаватель РЭШ (курс: Основы макроэкономики).
  • Галина Хейл, PhD, Федеральная резервная система США (курс: Глобальная макроэкономика).
  • Валерий Черноокий, доцент кафедры макроэкономики РЭШ (курс: Теория деловых циклов).
  • Елена Леонтьева, Константин Платонов, Андрей Малокостов (семинарские занятия).

Программа включает 6 курсов:

I летняя школа (2012): 
(1) Микроэкономика: промежуточный уровень. 
(2) Международная торговля: теория и эмпирика.

II летняя школа (2013):
 (3) Теория игр.
 (4) Теория контрактов.

III летняя школа (2014):
 (5) Разработка механизмов и аукционы. (6) Экономика рынка труда.

Общее описание курсов:

Микроэкономика: промежуточный уровень

В рамках курса определяются основные вопросы, изучаемые микроэкономикой. Вводится понятие рынка и рыночного равновесия, затрагиваются вопросы государственного регулирования. Обсуждаются теория поведения потребителя (включая проблему выбора и формирование спроса) и теория производства (в том числе, издержки и получение прибыли). В рамках рассмотрения вопросов рыночного равновесия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции особое внимание уделяется теоретико-игровому подходу к моделированию рыночного взаимодействия. В завершении курса обсуждаются проблемы, связанные с асимметрией информации, и некоторые результаты современного экспериментального подхода к изучению рыночного поведения.

Международная торговля: теория и эмпирика

Обзор результатов классической, неоклассической и новой торговой теории и соответствующих эмпирических результатов. Теоретические и эмпирические результаты самого нового подхода в исследованиях международной торговли – подхода неоднородных фирм. Основания и развитие новой теории торговли, эмпирические исследования, в том числе основанные на данных о российских экспортных фирмах. «Премия за экспорт» и факторы, определяющие экстенсивную и интенсивную компоненты международной торговли. В завершении курса представляются некоторые результаты теории прямых иностранных инвестиций и транснациональных корпораций.

Теория игр

Игры в нормальной форме: определение игры, множества стратегий, игровая форма и функции выигрыша игроков. Концепции решения: равновесие по Нэшу, осторожное поведение, доминирование. Обоснование: общее знание и рациональность игроков. Нео-байесовский подход. Теория фон Неймана – Моргенштерна и смешанное расширение игры. Игры с нулевой суммой. Игры с неполной информацией. Бернуллиевская функция выигрыша и функция выигрыша фон Неймана – Моргенштерна для игроков Байесовской игры. Равновесие Байеса – Нэша. Игры, заданные в развёрнутой форме. Формализация случайных ходов (ходов природы). Информационные множества. Теорема Цермело и алгоритм Цермело – Куна для игр, заданных в развёрнутой форме (с совершенной информацией). Анализ игр, заданных в развёрнутой форме. Эквивалентность поведенческих и смешанных стратегий для игр с совершенной памятью (теорема Куна). Кооперативная теория игр. Малая теорема К. Эрроу. Понятие коалиции и ядерных распределений. Проблема существования ядра. Решение по Скарфу, теорема существования. Вектор Шепли и супермодулярные игры. Повторяющиеся игры. Народные теоремы для повторяющихся игр (сильная и слабая формы). Механизмы группового выбора. Теорема К. Эрроу. Механизмы выявления, механизм Грувса – Кларка.

Теория контрактов

Модель неблагоприятного (ухудшающего) отбора. Условие Спенса – Миррлиса. Совершенная информация и общественный оптимум. Недостижимость общественного оптимума при несовершенной информации. Принцип выявления. Модель информативных сигналов. Разделяющее и смешивающее равновесия. Критерии отбора равновесий. Применение моделей с асимметричной информацией: налогообложение; рационирование кредитов; структура капитала и иерархия источников финансирования; трудовые контракты. Постконтрактный оппортунизм. Простая модель постконтрактного оппортунизма и её решение. Модель с нейтральным к риску агентом. Общие случаи модели. Модель Б. Холмстрома и П. Милгрома с линейными контрактами. Модель с многомерными усилиями. Постконтрактный оппортунизм в коллективе. Динамические аспекты, субъективные оценки и отношенческие контракты. Коммитмент и двусторонний пересмотр контакта. Репутация и карьерные соображения. Повторяющиеся взаимодействия и субъективные вознаграждения. Отношенческие контракты. Неполные контракты и теория прав собственности. Теорема Р. Коуза и классификация контрактов О. Уильямсона. Опционы как способ преодоления проблемы неполноты контрактов.

Разработка механизмов и аукционы

Разработка оптимальных механизмов (mechanism design). Классификация аукционов. Принцип выявления. Эквивалентность доходов. Оптимальный аукцион. Аукционы с участниками, не склонными к риску и имеющими бюджетные ограничения. Сговор в аукционах. Эмпирические исследования аукционов.

Экономика рынка труда

Цель курса – ознакомить слушателей с ключевыми моделями предложения труда (статическими и динамическими), стандартными подходами к их эмпирическому оцениванию, а также базовыми подходами к анализу оплаты труда и безработицы. Значительное внимание уделено эмпирическому оцениванию длительности пребывания в безработице, а также базовым подходам к анализу эффективности программ содействия занятости и анализу иммиграции. Список литературы составлен таким образом, чтобы познакомить слушателей с наиболее полными обзорами по темам и классическими статьями, с целью облегчить самостоятельную проработку материала.

Преподаватели курсов:

  • Елена Пальцева, PhD, исследователь в Стокгольмском Институте Экономики Переходного Периода Стокгольмской Школы Экономики (SITE, SSE), приглашенный профессор РЭШ (курсы: Микроэкономика: промежуточный уровень, Теория организации отраслевых рынков: промежуточный уровень)
  • Наталья Волчкова, кандидат экономических наук, профессор РЭШ (курс: Международная торговля: теория и эмпирика)
  • Ирина Денисова, PhD, профессор РЭШ (курс: Экономика рынка труда)
  • Даниил Мусатов, Марина Карцева, Михаил Ананьев (семинарские занятия).

К участию в конкурсе приглашаются молодые преподаватели российских университетов.

Требования к участникам:

  • хорошее знание математики;
  • хорошее знание экономики;
  • владение английским языком на уровне не ниже Upper Intermediate (для прослушивания лекций иностранных спикеров).

По всем вопросам, связанным с участием в Летней школе РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории, обращайтесь в Фонд Егора Гайдара:

127055, г. Москва, Россия, Тихвинская ул., д. 2, оф. 6

Тел.: 8 (495) 648-14-14, доб. 209

Контактное лицо: Юлия Логвина

Email: gfp@gaidarfund.ru

Российская экономическая школа: outreach@nes.ru

Назад к ленте

Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории

  • О проекте
  • Микроэкономика 2016-2018
  • Теория организации рынков 2015-2016
  • Макроэкономика 2013-2015
  • Микроэкономика 2012-2014
  • Условия участия
  • Контакты
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Михаил Другов: «Здесь у людей может внезапно появиться совершенно новый взгляд на экономику»
Преподаватель программы повышения квалификации «Микроэкономика», профессор Российской экономической школы о проблемах распространении современного экономического знания, математических методах в экономике и причинах разрыва в уровне московских и региональных вузов
11 июля 2018, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Участники программы повышения квалификации по микроэкономике собрались на последнюю очную сессию
Трехгодичную программу повышения квалификации завершают курсы по теории контрактов и экономики организаций. По итогам программы слушатели получат удостоверение о повышении квалификации на базе Российской экономической школы.
11 июля 2018, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Состоялась вторая очная сессия Летней школы РЭШ и Фонда Егора Гайдара по программе «Микроэкономика»
17 июля 2017, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
«С точки зрения практикоориентированности и исследований, это довольно-таки серьезный предмет, который дает очень хороший инструмент и знания»
12 июля 2016, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Состоялся первый выпуск программы «Теория организации рынков» РЭШ и Фонда Егора Гайдара
12 июля 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
«Даже тем студентам, которым не хватает базы, можно создать стимул, чтобы они ее нарабатывали»
11 июля 2016, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
«Такая программа – это очень точное попадание и для тех, кто идет в преподавание, и для тех, кто работает аналитиками»
11 июля 2016, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Завершилась первая очная сессия программы «Микроэкономика» РЭШ и Фонда Егора Гайдара
10 июля 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Подведены итоги конкурса на участие в Летней школе РЭШ и Фонда Егора Гайдара
14 июня 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Открыт дополнительный набор слушателей в Летнюю школу РЭШ и Фонда Егора Гайдара
06 июня 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Открыт конкурс на участие в Летней школе РЭШ и Фонда Егора Гайдара для преподавателей экономики
28 апреля 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
В Москве прошла вторая очная сессия программы повышения квалификации «Теория организации рынков»
22 января 2016, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Pics 9106897b98fdc4cb229c464511c1076ef258ec8e4f273a368053931e5163e35b
Состоялся выпуск второго потока Летней школы РЭШ и Фонда Егора Гайдара
30 июля 2015, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Зачем нужно изучать теорию организации рынков
26 мая 2015, Интервью
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Объявлен конкурс на участиев Летней школе РЭШ и Фонда ЕгораГайдара для преподавателей экономики
30 апреля 2015, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Состоялся первый выпуск Летней школы РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
07 июля 2014, Новость
Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара
Начала работу Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
26 июня 2014, Новость
Образование
  • Летняя дискуссионная школа GAIDPARK
  • Зимняя дискуссионная школа GAIDPARK
  • Исторический уик-энд
  • Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
  • Программы ВШЭ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
  • Открытый университет Егора Гайдара
  • Стипендия им. Егора Гайдара
  • Российская летняя школа по экономике труда
  • Russian Summer School on Institutional Analysis
  • Дискуссионная программа GAIDPARK-ШКОЛА
  • Международная дискуссионная школа GAIDPARK
  • Региональные дискуссионные школы GAIDPARK
  • Программа повышения квалификации МВШCЭН и Фонда Егора Гайдара
  • Программы повышения квалификации МГУ и Фонда Егора Гайдара
  • Экономика для неэкономистов
  • GaidLine.Media
  • Макроэкономика устойчивого развития
  • Семинары Открытого университета Егора Гайдара
  • Семинары Открытого университета Егора Гайдара
  • Университет здорового человека
О фонде
Органы управления
Сотрудники
Устав
Отчетность
Партнёры
Как помочь Фонду
Контакты
О Егоре Гайдаре
Биография
Библиография
In English
Оставайтесь на связи
  • vkicon Created with Sketch.
    Новости образовательных проектов
© Фонд Егора Гайдара, 2010–2016