Как помочь преподавателям экономики?
- 1
Мы задали участникам летней школы Фонда Егора Гайдара и РЭШ несколько вопросов о том, с какими трудностями сталкиваются сегодня молодые преподаватели экономики в регионах России, и как это можно было бы исправить. Мы приводим примеры наиболее распространенных ответов.
Сейчас Фонд Егора Гайдара разрабатывает новую программу дистанционной поддержки преподавателей, в связи с чем мы просим читателей нашего сайта воспользоваться системой комментариев, чтобы ответить на эти вопросы. Участвуя в дискуссии, Вы поможете нам определить, в какой помощи больше всего нуждаются молодые экономисты, преподающие свой предмет в регионах.
С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей педагогической практике?
-
Молодым преподавателям "спихивают" многие неугодные предметы, не обеспечивая учебными материалами. Возможности пройти обучения в этой сфере отсутствуют, а нагрузка подчас составляет 1,5 - 2 ставки, чтобы обеспечить хотя бы среднюю заработную плату.
Ухудшение школьного образования приводит к тому, что вместо решения сложных задач большая часть пары уходит на объяснение элементарных математических операций.
Несмотря на то, что руководство осознает важность наличия современного оборудования и компьютерных программ, уже 2 года в нашем вузе не могут закупить ноутбуки и установить на компьютеры Stata, R или иную эконометрическую программу. - Ограниченный доступ к передовым технологиям по программам повышения квалификации. Недостаточный уровень знаний студентов. Недостаточно высокий уровень знаний молодых преподавателей.
- Трудности связаны в настоящее время в основном с нехваткой времени на улучшение педагогического мастерства, повышение квалификации и самообразовании в связи с катастрофическим ростом документооборота в ВУЗе. Некоторая замкнутость, отстраненность нашей научной школы от передовых российских и зарубежных школ. Недостаток литературы по направлению "международная экономика" в наших библиотеках.
- Нехватка педагогического опыта, отсутствие методик преподавания. Низкая взаимосвязь университета с производством, бизнесом. А также, отсутствие доступа к современным и наиболее актуальным исследованиям в экономической сфере.
- Поскольку я только начинаю преподавать, столкнулась с трудностью составления подходящей программы, соответствующей современным подходам к экономической теории. Проблему составил выбор подходящего базового учебника и составление структуры курса, легкой для усвоения. Не хватает методической базы по предметам. Отсутствуют новые, современные учебники, методические пособия. Студенты недостаточно обеспечены материалами по курсу.
- Основная сложность состоит в низком уровне мотивации студентов. Зачастую студенты требуют готовых решений при анализе экономических ситуаций, без готовности или желания понять механизм их выработки.
Чего Вы ждете от летней программы РЭШ? Каким образом Фонд Егора Гайдара совместно с РЭШ могли бы улучшить Вашу работу?
- Ожидаю знакомства с современными концепциями в экономической теории. Считаю, что летняя программа РЭШ должна помочь мне усовершенствовать методику изложения теоретических курсов.
- Программа поможет дополнить преподаваемые курсы, повысить квалификацию, помочь разработать новые курсы; возможно, внедрить в будущем новые методики в преподаваемый курс.
- Деловые контакты. Новые знания, которые можно будет применять в работе со студентами и для собственной научной работы. Углубление знаний математического анализа.
- Программа позволит мне изменить подход к проведению занятий, составить новую программу по микроэкономике, и даст мне толчок к проведению новых экономических исследований.
- Хочется повысить профессиональный уровень, обменяться опытом с преподавателями, расширить профессиональное информационное поле.
- Получить современные знания и методики преподавания экономической теории, используемые в передовых российских экономических вузах и в зарубежных университетах. Проконсультироваться с преподавателями РЭШ, обсудить результаты и методы исследования.
- От летней школы я жду новых знаний, методик преподавания которые я смогу применить в работе со студентами. В связи с переходом на стандарт 3-го поколения, хотелось бы узнать примеры составления рабочих программ, разработать новые курсы. Также очень важным является обмен опытом с преподавателями из других вузов и установление тесных контактов для дальнейшего сотрудничества.
- Хотелось бы почерпнуть новые идеи для научной работы, как своей, так и со студентами. Найти новых знакомых в других вузах для последующего сотрудничества в научной деятельности.
- Летняя программа позволит мне приобрести недостающие знания, в первую очередь касающиеся методических основ преподавания. Я ожидаю также получить советы и рекомендации приглашенных преподавателей относительно научной деятельности и текущих проектов, связанных с международной торговлей. В целом, летняя школа - это отличная возможность пообщаться с профессорами - лидерами экономического сообщества, - и обсудить текущие проблемы, связанные с преподавательской деятельностью в неформальной обстановке.
- Планирую усовершенствовать свои навыки в учебно-образовательной и исследовательской работе, овладеть новыми знаниями по современной экономической теории. Более совершенное владение содержательными основами экономической теории позволит качественно улучшить методическое сопровождение читаемых курсов.
Подробнее о совместной летней школе Фонда Егора Гайдара и РЭШ
Елена Пальцева. Как сделать преподавание экономики интересным.