Зачем нужно изучать теорию организации рынков
- 1
Евгений Яковлев
профессор Российской экономической школы, доцент Высшей школы экономики
Какое место теория и эмпирика промышленных предприятий занимает в современной экономической науке? Пара простых примеров. В экономике есть две наиболее значимые премии: Нобелевская, которая дается ученым за выдающийся вклад в экономической науке, и медаль Кларка молодым ученым до 40 лет за достижения. Последняя Нобелевская премия в экономике была вручена Жану Тиролю за исследования в теории промышленных предприятий. Из десяти последних получателей медалей Кларка четыре работали непосредственно в областях эмпирики промышленных предприятий: Сюсан Эшли и Джонатан Левин, Эми Финкелстэйн и Мэтью Генжкоу.
Наш курс представляет собой вступительный курс в эмпирику промышленных предприятий – основных современных методов анализа спроса и предложения. Эти методы широко применяются как в науке (экономика промышленный предприятий, экономика здравоохранения, экономика труда, маркетинг и многое другое), так и на практике – в консалтинговых и маркетинговых исследованиях. Тем, кто знаком с базовыми методами эконометрики, курс позволит расширить кругозор, ознакомив с новыми методами оценки, идеологией структурного оценивания и современными тенденциями в эмпирике промышленных предприятий.
Михаил Другов
профессор Российской экономической школы
В теории организации рынков основной акцент делается на стратегическом взаимодействии фирм, изучается, как фирмы ведут себя на рынке – как они решают, сколько производить товара, какие цены на него устанавливать, сколько инвестировать в научно-исследовательские разработки или в рекламу, участвовать ли в сговоре и т.д. С помощью теории организации рынков мы можем увидеть, когда конкуренция не работает, и понять, как защитить потребителей, например, с помощью регулирования или антимонопольной политики.
Теория организации рынков всегда была важным разделом микроэкономики, особенно начиная с 80-х годов, когда развитие теории игр вывело на новый уровень моделирование стратегического взаимодействия. А в последнее время возникают новые вопросы, связанные с развитием информационных технологий и интернета – например, как конкурируют поисковики? Или сейчас активно идет изучение моделей таких рынков, где потребители не обладают полной рациональностью, например, они могут неправильно интерпретировать информацию, у них тяжело с самоконтролем, и они не максимизируют свою полезность.
Теория организации рынков важна в России во многом по тем же причинам, что и в других странах: фирмам нужно понимать, какой стратегии придерживаться, а консультантам им в этом помогать. Государство в лице профильных министерств, антимонопольной службы и других регулирующих органов должно понимать, где и как нужно вмешиваться в функционирование рынков. В России это, возможно, даже более важно, чем в других странах, потому что многие рынки образовались недавно, у государства небольшой опыт регулирования, а законодательство часто меняется. Кроме того, в России не хватает экономически грамотных управленцев и чиновников и практически нет серьезных экономических исследований на российских данных.
Курс начнется с детального обзора теории организации рынков, а затем будут подробно рассмотрены базовые модели: монополия (ценообразование, дискриминация, долговечные товары) и олигополия (однородные товары, дифференцированные товары, конкуренция с установлением цены или выпуска, лидерство на рынке и так далее).