«Такая программа – это очень точное попадание и для тех, кто идет в преподавание, и для тех, кто работает аналитиками»
- 1
Я координирую экономическое направление в Иркутском университете в рамках Института математики, экономики и информатики и преподаю. Практически все – и микрокурсы, и индастриал, и эконометрику, и много чего еще. По большому счету у нас все держится на нескольких людях, которые в идеале дают студентам такой вот современный вариант экономики, как-то между собой распределив направления: у кого больше микроориентированные курсы, у кого больше – макроориентированные.
Направление для школы, на мой взгляд, выбрано просто супер. Понятно, что базовые курсы можно услышать много где – пусть это ограниченное количество вузов, но тем не менее. Курсов продвинутого уровня за пределами мест типа РЭШ, наверное, и нет. Потому что в России этого нет как класса, а на Запад ехать и сложно, и дорого, плюс опять-таки языковая проблема. Одно дело – читать какую-то литературу, а другое – учиться, все равно есть некоторые проблемы. Опять-таки это курсы на острие, все это создается в последние 10-15 лет, и даже полноценных учебников по ним еще нет. Выбрать из огромного полчища публикуемых статей то, что на самом деле нужно смотреть, и как-то структурировать – это может сделать специалист в этой области, а не тот, кто только начинает в этом разбираться. Поэтому то, что запущена такая программа, это очень точное попадание. Она нужна и для тех, кто потом идет в науку и преподавание, и для тех, кто, допустим, работает аналитиками в каких-то корпорациях. Потому что это про то, как реально устроены рынки.
Программа школы близка к моим интересам, потому что я занимаюсь индастриал и в теоретическом смысле. Именно вот это соединение – с одной стороны, очень интересная модель, с другой – все это не на пустом месте. Понятно, что ни совершенной конкуренции, ни каких-то других базовых моделей в мире мы не обнаружим, а тут видно, как все реализуется на самом деле. Плюс работа с данными, как это оценивать. Всякие эффекты, связанные с поведенческой экономикой. То есть, как люди ведут себя на самом деле, а не исходя из теоретических моделей – и опять-таки теоретические модели, которые объясняют эти нетривиальные эффекты. Все это в рамках этой школы есть, и огромное спасибо, что такая школа организована.
Поскольку я, собственно, координирую направление в своем вузе, то как мы решим, так и будем преподавать. Понятно, что есть некоторые ограничения, которые задаются самими курсами. Но, во-первых, можно немножко менять их наполнение, а во-вторых, можно менять учебные планы, что посложнее, но тоже возможно. Благо, поддержка со стороны вуза есть. Сложнее всего другое. У нас сейчас очень большие проблемы с тем, что закрыли набор. Нет бюджета, и в этом году мы уже не набирали студентов, на следующий год есть вероятность, что будет то же самое. Что, конечно, жутко обидно, потому что у нас, действительно, за пределами столиц одна из лучших специальностей. Собственно, наши студенты выступали на вышкинских конференциях, еще будучи на третьем-четвертом курсе. И после этого обнулить количество бюджетных мест при диком спросе – это, на мой взгляд, какая-то диверсия.
Но как преподаватель, собственно, теоретическую часть того курса, который был на первой сессии, я уже реализовал в осеннем семестре. У нас был достаточно неплохой третий курс, и для них это были интересные вещи. При этом понятно, что любые даже самые сложные вещи можно объяснять, может быть, без деталей, на пальцах, чтобы было понятно интуитивно. Ну и, опять-таки, здесь есть очень хорошие примеры классных преподавателей, которые могут очень сложные вещи объяснять так, чтобы поняли даже, может быть, не сильные специалисты в этой области. Поэтому тут еще очень важная штука – адаптация от научного языка, которым написаны все эти статьи в журналах, которые нам рассылаются, до уровня, понятного, по крайней мере, хорошим студентам.